С начала сентября рубль укрепился к доллару на 5%. На торгах в понедельник рубль немного уступил доллару и евро. Что делать с долларом?
По итогам понедельника за один доллар давали 30 рублей 59 копеек. Это немного больше, чем в пятницу. Закончилось ли укрепление рубля, обсудили Надя Грошева и Юрий Абросимов.
Грошева: В пользу ослабления доллара говорит программа количественного смягчения ФРС. Поскольку программа не единовременная, а ежемесячная, то влияние может быть растянуто во времени. Прогнозы некоторых экспертов кажутся за гранью разумного. Например, 26 рублей за доллар, столько стоил доллар в России в сентябре 2008 года. С начала кризиса доллар не был в этом диапазоне. Но, с другой стороны, сильное укрепление рубля российской экономике не выгодно. О негативных сторонах укрепления говорит глава «Сбербанка» Герман Греф, в интервью Business FM он заявил, что считает текущий курс справедливым:
«Сейчас справедливый курс, в районе 30-31 - это нормальный курс. Сильный курс имеет свои позитивные, но большое количество негативных сторон, и слабый курс для нашей экономики сейчас бы не повредил, особенно для ситуации в металлургии, где цены, к сожалению, очень низки. Нашим металлургам, да и целому ряду других предприятий, скажем, курс на уровне 32-33 совсем бы не повредил».
Грошева: На мой взгляд, то, что это говорит один из ведущий финансистов нашей страны, скорее всего, говорит о том, что даже, если с макроэкономической точки зрения рубль мог бы и еще укрепиться, то вполне возможно, что ему не дадут укрепиться, потому что это вредит экономической ситуации. Конечно, это догадки, но вполне возможно, что Центральный банк, в случае укрепления рубля, начнет принимать какие-то определенные действия.
Абросимов: Хорошо. А что же теперь делать с долларом?
Грошева: Я бы вообще отказалась от доллара, как от средства инвестиций и определенных сбережений. C одной стороны, выгодно держать доллары, если их затем тратить в США. Но, как средство сбережения сейчас это неэффективно. Даже если мы возьмем разброс курсов доллара по отношению к рублю за последний год, и возьмем минимальное значение, которое было в марте, и максимальное значение, которое было в июле, то разброс составляет 16% — это 4 рубля 80 копеек. Это достаточно большой разброс. Вполне возможно, что этот большой разброс связан с тем, что мы попали в ту самую новую реальность, о которой говорил, например, Алексей Улюкаев, это связано просто с большим разбросом цен по валютной паре. Предсказать такие колебания особенно в условиях больших стимулирующих мер со стороны ЕЦБ, ФРС достаточно сложно. Поэтому выбирать здесь инструмент для инвестирования мне кажется неразумным.
Надя Грошева, Business FM