Ликвидация последствий наводнения в Краснодарском крае явила как достойные подражания образчики гражданской солидарности и взаимопомощи, так и позорные случаи бездушия и спекуляций на трагедии жителей Крымска и окрестностей. В частности, пока вся страна собирает для пострадавших гуманитарную помощь, некоторые кредитные организации и коллекторские агентства требуют от несчастных погашения кредитов. Как сообщают «Известия», в постыдном вымогательстве замечены «Приватбанк» и банк Cetelem.
Издание приводит свидетельство одной из жительниц Крымска, которой, по ее словам, каждое утро приходят сообщения на телефон от «Приватбанка» о просроченном кредите. После этого ей звонят из службы безопасности кредитной организации и предлагают погасить заем в кратчайшие сроки. Поскольку женщина относится к категории пострадавших от наводнения и находится в весьма затруднительном материальном положении, представители банка советуют ей занять деньги у знакомых с тем, чтобы отдать их после получения обещанной государством компенсации.
Мытарям, похоже, невдомек, что многие в окружении пострадавшей от стихии женщины, вполне вероятно, находятся в том же положении, что и она.
В том числе, и в отношении банковских займов. По словам крымчанки, не менее десятка ее знакомых получили похожее требование от банка Cetelem . Люди напуганы перспективой высоких штрафов за просроченные кредиты.
Между тем в самих кредитных организациях подобные сообщения опровергают. Во всяком случае, представители «Приватбанка» уверяют, что их руководство приняло решение приостановить взыскание задолженности и начисление штрафов за просрочку для всех должников, которые проживают в зоне наводнения, пока не будут определены размер ущерба и порядок выплаты им компенсаций и страхового возмещения. А вот до банка Cetelem, 70% которого принадлежит Сбербанку, RB.ru дозвониться не удалось.
Но можно предположить, что там дела обстоят примерно так же. Ведь стихийные бедствия подпадают под понятие «форс-мажор», к тому же на стороне пострадавших нормы Гражданского кодекса. Нужно быть совсем не от мира сего, чтоб требовать погашения кредитов в такой ситуации. Уж чем-чем, а отсутствием прагматизма российские банкиры не страдают.
Зато воспользоваться горем тысяч людей и их правовой неискушенностью вполне могли мошенники. Таких случаев, к сожалению, в последнее время было немало.
Так после теракта в аэропорту «Домодедово» в январе прошлого года, который унес жизни 37 человек, активизировались телефонные аферисты, которые предлагали перечислить деньги на счета погибших и их родственников.
А после терактов в московском метро в марте 2010 года, в которых погибло более 40 человек, они рассылали сообщения с просьбой отправить смс на короткий номер, стоимость которого якобы перечислялась НИИ скорой помощи имени Склифосовского, куда были госпитализированы пострадавшие от взрывов.
Так что велика вероятность, что и на кубанской трагедии пытаются нажиться бессовестные злоумышленники. Правда, непонятно в таком случае, откуда они в деталях знали кредитные истории своих потенциальных жертв.