Чем дальше, тем все сложнее разобраться, на чьей стороне "правда", на чьей – "кривда" в сирийском конфликте. Ясно только, что он давно перерос в полномасштабную гражданскую войну, в которой уже погибло около 15 тысяч человек. И еще с каждым днем все больше кажется, что удержаться Башару Асаду у власти не удастся, несмотря на поддержку России и Китая. Когда кажется, как известно, креститься надо, тем не менее, RB.ru решил выяснить, какие экономические потери понесет Россия в случае падения Асада.
Похоже, сам сирийский диктатор уже смирился с тем, что станет следующей жертвой арабской весны.
Во всяком случае, в интервью турецкому изданию Сumhuriyet, он признался в готовности уйти в отставку, если на то будет воля сирийского народа.
"Если мой уход принесет спасение моей стране, я не стану раздумывать ни минуты", - с пафосом заявил глава арабской республики. Вряд ли кто-то, в том числе и он сам, сомневается, что никакого спасения его уход Сирии не принесет. Красноречивые примеры Египта и Ливии не дают повода сомневаться, что падение сорокалетней диктаторы Асадов превратит Сирию в еще один бурлящий котел на и без того раскаленной ближневосточной кухне.
Но, похоже, иного исхода уже не будет, даже несмотря на то, что благодаря заступничеству России положение об отставке сирийского лидера так и не вошло в итоговое коммюнике субботней конференции в Женеве по мирному урегулированию в Сирии. В кремлевских кулуарах признают, что Асад упустил время и оценивают его шансы сохранить власть как один к десяти.
Крах алавитского режима в Дамаске станет серьезной геополитической потерей для Москвы, он перечеркнет долгую традицию особых отношений между двумя странами и поставит под сомнение военное присутствие России в Восточном Средиземноморье, поскольку вряд ли новые сирийские власти позволят Москве, долгое время защищавшей Асада, сохранить контроль над базой в Тартусе. Ее значение заключается не только в том, что это единственный на сегодняшний день российский форпост в дальнем зарубежье, но и важнейший центр отечественной внешней разведки. Так что геополитический ущерб от потери Сирии для нашей страны неоспорим. А что с экономической составляющей? Какие потери понесет российский бизнес в случае прихода к власти в Дамаске оппозиции?
Горе не беда
Как полагает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, сравнивать утрату Сирии для российского бизнеса с потерей Ливии или Ирака не приходится.
"Сирия - бедная страна. Основные наши экономические интересы связаны с поставками вооружений. Еще что-то мы зарабатываем на обслуживании сирийских военного и торгового флотов. Да и то это связано прежде всего с поддержанием жизнедеятельности нашей базы в Тартусе", – рассказал RB.ru эксперт Института стратегических оценок и анализа.
Сирийские военные контракты оцениваются примерно в $4 млрд, которые были б совсем нелишними для отечественного ОПК, только что потерявшего такого лояльного покупателя, каким был режим Каддафи. Но потерявши голову, по волосам не плачут. Значительно большую опасность для российских интересов, как экономических, так и политических, представляет тот факт, что после падения Асада Сирию ждет анархия.
"В Сирии начнется война всех против всех. И она взорвет весь Ближний Восток. В нее неизбежно будут вовлечены Ливан, Иордания, Израиль с его Голанскими высотами, центральные провинции Ирака… Усилится экспорт спонсируемого Саудовской Аравией и Катаром исламского радикализма, в том числе и на российский Северный Кавказ",– обрисовал RB.ru мрачные ближневосточные перспективы Сергей Демиденко.
В случае такого апокалиптического сценария разговор о каких-то бизнес-интересах теряет всякий смысл. Слабым утешением разве что может послужить тот факт, что и конкурентам России на Ближнем Востоке нагреть руки на грядущей заварухе будет сложно.