Президент Владимир Путин в одном из первых указов поручил правительству к декабрю разработать механизм привлечения иностранных компаний с "современными технологиями и управленческими компетенциями" для строительства автодорог. Сейчас, по свидетельству специалиста Росавтодора, среди подрядчиков автодорожного строительства иностранцев практически нет.
По словам одного из чиновников, Росавтодор оценил существующие для них ограничения в отрасли и сообщил свои предложения Минтрансу.
Об ограничениях, обнаруженных Росавтодором, "Ведомостям" рассказал федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. По его словам, формально и сейчас ничто не мешает иностранным компаниям участвовать в конкурсе на дорожный подряд. Проблемы возникают с технологиями, новыми материалами и системой госзакупок.
Чтобы использовать новые технологии или материалы, не описанные в российских регламентах, нужно подтвердить их "пригодность для применения" в России, объяснил собеседник "Ведомостей".
А постановление правительства о пригодности новых технологий датируется 1997 г. и, как указано в документе, принято "в целях защиты внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов и технологий". Чтобы использовать инновационные дорожные материалы, конструкции мостов и тоннелей или "элементы благоустройства", нужно предоставить образцы на экспертизу в Федеральный научно-технический центр сертификации и получить на них техническое свидетельство. Срок рассмотрения заявки — три месяца, за выдачу свидетельства отвечает Минрегион.
Мешает иностранным подрядчикам и законодательство о госзакупках: победитель аукциона определяется по наименьшей цене, а работа иностранной компании может оказаться качественнее, но дороже, объясняет федеральный чиновник. К тому же при выделении финансирования сейчас нельзя объединить проектирование и строительство и подрядчик вынужден работать с уже готовым проектом, добавляет собеседник "Ведомостей".
Сотрудник строительной компании в разговоре с "Ведомостями" добавил и другие причины: иностранцы не знакомы с нашим рынком и административными особенностями, им приходится закладывать слишком высокие риски, из-за этого вырастает цена проекта, к тому же иностранные компании ориентируются на рентабельность не ниже 18%, а российские подрядчики исходят из 7%.
Источник: "Ведомости"