Москва и Пекин подпишут крупнейший военный контракт за последнее десятилетие стоимостью около четырех миллиардов долларов.
В КНР поставят 48 истребителей Су-35. Однако российская сторона опасается, что китайцы, заполучив новейшую технику, начнут создавать ее дешевые аналоги.
Китайские военные заинтересовались истребителем Су-35 еще в 2008 году. На авиакосмическом салоне Airshow China ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян посетил стенд компании "Сухой". Он ознакомился с возможностями Су-35 и высоко оценил его летные и тактико-технические характеристики.
Контракт должен стать крупнейшей сделкой в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества за последние годы. Стороны почти договорились о поставке, но Москва потребовала от Пекина юридических гарантий отказа от копирования российских истребителей. Китай пока не дал ответа. Опасения российской стороны основаны на реальных фактах. По словам собеседника газеты "Коммерсантъ" в правительстве России, Москва стремится предотвратить копирование российских самолетов, чтобы избежать продажи их копий на рынках третьих стран по демпинговым ценам.
Так, китайский истребитель J-10 - копия российского Су-27, J-11 - аналог Су-30, а FC-1 повторяет истребитель МиГ-29. Все эти российские самолеты были в распоряжении китайских инженеров. Самолет Су-33 китайцы вообще скопировали с опытного образца Т10К, попавшего к ним из Украины. Его китайской версией стал J-15. Последнюю "кальку" китайцы сняли с истребителя Су-30МК2. Китайская копия J-16 была создана на авиазаводе в Шэньяне.
Причем российские оригиналы и китайские копии уже сталкивались на рынках третьих стран. И не всегда предпочтение отдавалось российской технике. В 2009 году МиГ-29 и FC-1 "встретились" на рынке Мьянмы, а через год - в Египте. Китайская машина при техническом отставании от оригинала стоила в три с половиной раза дешевле. Около десяти миллионов долларов против 35. Контракт с Мьянме на 500 миллионов евро остался за Россией, а вот Египет предпочел дешевые китайские аналоги.
Эксперты убеждены, что и теперь один из мотивов КНР при заключении контракта - доступ к российским технологиям. "Готовность закупить столь большую партию истребителей свидетельствует о том, что китайцы столкнулись с серьезными техническими проблемами в ходе работ по модификации своих самолетов, созданных на основе Су-27", - пояснил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Интересно, что в 2008 году Россия и Китай заключали рамочное соглашение об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС. Но Москва настаивает на заключении отдельного соглашения для дополнительных гарантий. Но Кашин отмечает, что отследить его соблюдение будет практически невозможно.