Долговой кризис - понятие относительное. Оно не слишком сильно связано с размером государственного долга или бюджетного дефицита страны. Скорее, это явление из области общественной психологии: кризис возникает в головах.
Поэтому многие тенденции мирового кредитного рынка не поддаются логическому объяснению. Например, тот факт, что, в отличие от Европы, в Японии до сих пор не наблюдается ни малейшего признака долговых проблем. Более того, доходность японских долговых обязательств снижается.
Недавно ставка по долгосрочным государственным облигациям Японии упала на токийском рынке до самого низкого уровня за последние девять лет - 0,785% годовых. Тем не менее, спрос на них продолжает расти: в условиях европейского кризиса и неопределенности экономических перспектив США японские гособлигации рассматриваются как одни из наиболее надежных и безопасных ценных бумаг.
Вот это-то и удивительно! В Европе паника из-за того, что государственные долги стран еврозоны за последние годы выросли в среднем до 87%, а несколько государств (Греция, Италия, Португалия и Кипр) задолжали больше, чем производят за год. Сейчас они с огромным трудом избегают банкротства, а доходность по их долговым обязательствам достигает 7% годовых и, естественно, разоряет их бюджеты. Хуже всего дела обстоят в Греции: при размере ВВП в euro182 млрд она накопила долгов на euro356 млрд, то есть, на 177% своей годовой продукции. Ладно, Греция все-таки невелика в экономическом плане. Но у Италии - третьей по величине экономике еврозоны - госдолг тоже зашкаливает: он превысил 120% ВВП, приближаясь к euro2 триллионам. Причем около euro400 млрд из этой суммы составляют краткосрочные обязательства, которые подлежат погашению или реструктуризации в ближайшие 12 месяцев.
Чтобы спасти юг Европы от приближающегося дефолта Франция, Италия и Испания настойчиво продвигают идею выпуска евробондов - коллективных долговых обязательств стран еврозоны. Новый президент Франции Франсуа Олланд предложил еще более радикальное "обобществление" долгов: выкуп европейскими финансовыми институтами всех долговых обязательств стран-членов в части, превышающей 60% их ВВП.
Впрочем, пока все эти идеи не принесли облегчения странам-должникам: доходность их облигаций остается запредельно высокой, что обескровливает бюджеты и лишает надежды на активизацию экономического роста.
Тем временем в "благополучной" Японии государственный долг достиг уже 235% ВВП! И никакого кризиса: процент по облигациям минимальный, никто не паникует, новые заимствования не представляют проблемы. А ведь если доходность по гособлигациям вдруг поднимется до "европейского" уровня - страна будет разорена и обанкротится моментально. Но этого не происходит. Почему? Да потому, что основную часть долга - порядка 80% - держат внутренние кредиторы, главным образом, население. Дисциплинированные и патриотичные японцы не хотят разорять свое государство и не играют в спекулятивные игры. Поэтому ситуация здесь стабильна, и правительство не испытывает проблем с обслуживанием долгов. Другое дело, сколько может продлиться такая стабильность. Спекулянты, натренировавшись на Европе, могут пойти в атаку и на Японию.
В США долговая ситуация тоже весьма противоречивая. Государственный долг достиг в начале этого года $15,3 трлн, превысив годовой ВВП. При этом три четверти долга находятся в руках иностранных кредиторов. Бюджетный дефицит едва удалось снизить с 10% ВВП в 2009 г. до 8,6% в 2011-м. В Европе за такие показатели страну давно бы оштрафовали и прописали строжайшую финансовую диету. Но Америке это позволяется: рейтинговые агентства и инвесторы благоволят крупнейшей мировой экономике. Так, Fitch 10 июля подтвердило высший кредитный рейтинг США - ААА (хоть и с негативным прогнозом), а S&P, дерзнувшее в прошлом году отнять у рейтинга сверхдержавы одну букву А, осталось в меньшинстве.
Россия пока стоит в стороне от всей этой долговой вакханалии. Ее госдолг составляет лишь 10% ВВП, что существенно меньше, чем у абсолютного большинства как развитых, так и развивающихся стран. Правда, в ближайшие три года правительство намерено увеличить его до 14-16% ВВП, что позволит и бюджетный дефицит покрыть, и резервы сохранить. Очень кстати в конце июня S&P повысило краткосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с А-3 до А-2, так что занимать деньги будет проще и дешевле. Главное - не слишком увлекаться этим небезопасным занятием.