КНР якобы сможет избежать кризиса, только если пойдет на снижение доли государства в экономике.
Пару лет тому назад у меня были разногласия с международными финансовыми организациями: они считали Китай локомотивом мировой экономики на ближайшие 5-10 лет, а мне казалось, что там назревает серьезный кризис. Связан он с тем, что китайская экономика слишком зависима от спроса на внешних для себя рынках, а заменить внешний спрос на внутренний у них явно не получалось. Об этом же я говорил летом 2010 года на конференции в Пекине и Шанхае и возражений, в общем, не услышал. Но сегодня ситуация меняется, и Мировой банк (одна из упомянутых международных финансовых организаций) решил изменить свою точку зрения.
Выражена эта новая позиция в совместном докладе Мирового банка (WB) и правительственных экспертов КНР "Китай до 2030 года", в котором говорится, что в Китае может начаться масштабный кризис.
Правда, Мировой банк, хранитель либеральных догм, не был бы собой, если бы не объяснил, что случится это только в том случае, если правительство Китая не начнет экономические реформы, направленные в т. ч. на снижение доли государства в экономике.
Имеет ли вес государства в экономике отношение к эффективности ее работы - большой вопрос. Все исследования на эту тему в 1990-е - 2000-е годы были тотально сфальсифицированы для того, чтобы подтвердить "единственно правильную" либеральную теорию, но, ясное дело, отказаться от своих базовых принципов WB не мог. Сегодня, во всяком случае, роль государственного спроса и бюджетных расходов для поддержания общего уровня спроса в экономике все время растет - но для WB это, конечно, не аргумент: "если факты противоречат нашей любимой теории, то тем хуже для фактов". Впрочем, вернемся к докладу.
Согласно этому документу, роль правительства в регулировании китайской экономики значительно выросла за последние 10 лет. Разработчики отмечают, что благополучие экономики КНР во многом зависит от роста ВВП, и если его темпы замедлятся, кризис поразит всю хозяйственную жизнь страны. В то же время участие государства сказывается на экономическом росте негативно; в частности, по мнению авторов доклада, бюрократия управляет госпредприятиями крайне неэффективно. Эксперты призвали правительство Китая стимулировать конкуренцию и предпринимательство, а также переводить госпредприятия в частную собственность.
Отметим, что такие рекомендации международные финансовые организации дают Китаю уже лет 30, если не больше. Пока он благополучно их игнорировал, причем получая блестящие результаты; сейчас, быть может, ситуация и меняется не в лучшую сторону, но уж точно не по причинам, на которые указывают либеральные аналитики. Пока, согласно прогнозам правительства Китая, в 2012 году рост ВВП составит 8%, а с 2013 по 2016 гг. замедлится до 6,6%. До этого в течение 30 лет китайская экономика росла на 10% в год.
В ноябре 2011 года промышленное производство в Китае сократилось впервые за последние три года. Это объясняется как долговым кризисом в Европе, который уменьшил спрос на китайские товары, так и сокращением внутреннего потребления из-за ужесточения монетарной политики в КНР. По итогам III квартала 2011 года рост ВВП в годовом исчислении составил 9,1%, что стало худшим показателем за последние два года.
Все эти факты известны. Более того, как я уже говорил, были экономисты, которые предсказывали такое развитие событий достаточно давно, хотя, конечно, конкретные цифры не назывались (да и имеют ли они смысл в приложении к китайской экономике?). Отметим, кстати, что мне сегодня кажется самым интересным показатель размера муниципальных долгов в Китае, но официальных цифр или качественных оценок я тут не встречал. Хотя косвенные данные показывают, что это, быть может, на сегодня самое слабое место китайской экономики.
В любом случае, можно отметить, что WB с сильным опозданием сказал банальность (что в Китае начались экономические проблемы), причем абсолютно искусственно привязал этот факт к своим сверхценным либеральным фантазиям. Во всяком случае, совершенно непонятно, как именно снижение роли государства, в т. ч. в части стимулирования спроса, может в сегодняшних условиях помочь развитию китайской экономики. Кто там будет потреблять вместо государства - китайский крестьянин с нормальным доходом $2-3 в день? Напомню, кстати, что уровень нищеты в Китае в декабре был поднят до уровня $1 в день, и с таким доходом там живут более 100 млн человек!
Впрочем, с Мировым банком давно все было ясно. А вот собственно Китай... Он не может сегодня быстро заместить падающий внешний спрос, в т. ч. по очень простой причине: он уже почти не производит по-настоящему дешевых вещей. Увеличилась стоимость энергии, увеличилась (и сильно) стоимость рабочей силы, Китай влез в мировое разделение труда, что повысило себестоимость продукции. В общем, китайская продукция в массе своей сегодня по карману только тем китайцам, которые имеют доходы, связанные с перераспределением прибыли от экспорта, или же в том или ином виде получают дотации от государства.
Это значит, что у Китая не просто замедлятся темпы роста и он не просто не сможет быть локомотивом мировой экономики, но и будут серьезные проблемы с обеспечением роста вообще. Избыточные производства и инфраструктура, построенные "на вырост", будут сильно давить на экономику, требуя постоянных и неэффективных затрат на свое поддержание, серьезные социальные проблемы также будут давить на экономику и государство.
Я не могу привести точных цифр, поскольку уже упоминал, что для Китая, для которого хитрость является основой любой деятельности, искажение статистики - не ошибка, а целенаправленная работа. По этой причине разные данные китайской статистики противоречат друг другу, они не согласованы с общими финансовыми показателями, и т. д., и т. п. Причем искажения эти могут быть в любую сторону - как улучшения, так и ухудшения. Но, в любом случае, мне кажется, что сегодня есть достаточно информации для того, чтобы понимать, что Китай столкнулся с чрезвычайно серьезными проблемами. Впрочем, как и все остальные.