Свердловское УФАС удовлетворило ходатайство физлица о приобретении почти 75% голосующих акций авиакомпании «Уральские авиалинии». Подробности сделки, а также информация о покупателе не раскрываются. Участники авиарынка предполагают, что акции приобрел генеральный директор УАЛ Сергей Скуратов (согласно списку акционеров у подконтрольной ему компании «Крылья Урала» — 74,948% перевозчика).
Информация об удовлетворении ходатайства физического лица о приобретении 74,948% акций ОАО «Уральские авиалинии» появилась на сайте УФАС. «Это в совокупности с имеющимися у приобретателя акциями составит 74,949% акций авиакомпании. Свердловское УФАС не установило признаков ограничения конкуренции», говорится в сообщении.
Кто подал заявку в УФАС комментировать отказались. Однако Сергей Скуратов подтвердил «Ведомостям», что консолидирует пакет на себе. Окончательное решение по сделке должен принять совет директоров авиакомпании на следующей неделе. «Компания остается в России, и она прозрачна», — объяснил он.
В свою очередь эксперты придерживаются разных точек зрения анализируя факт приобретения. Руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что случай консолидации пакета на физлице в российской авиационной отрасли не в новинку и, возможно, просто пришло время выйти авиакомпании из тени. Для инвесторов это понятнее, чем перекрестное владение, поясняет он.
В России, действительно, факт консолидации пакета на одном физическом лице не редкое явление. К примеру, до 2010 года Наталья Филеева (супруга председателя совета директоров S7-Group Владислава Филеева) являлась владелицей 64% акций авиакомпании «Сибирь». Сейчас этот пакет переведен на группу компаний, но контролирует ее все та же чета Филевых, пишет газета «Ведомости». Авиакомпания «ВИМ-авиа» на 99% у Светланы Мурсекаевой, 1% — у ее супруга Рашида Мурсекаева. Доли во второй крупнейшей по величине российской авиакомпании «Трансаэро» тоже на физлицах (между четой Плешаковых — Александром Плешаковым — 25,42%, Ольгой Плешаковой — 18,39%).
Другого мнения придерживается юрист «Пепеляев групп» Юрий Воробьев. Он считает, что консолидация акций на физическом лице может создать определенные сложности. Например, придется платить подоходный налог (13%), от которого юрлицо освобождено (так как уже платит налоги). Кроме того, если авиакомпания запланирует выйти на следующий этап своего развития — IPO, с такой формой владения это будет проблематично. Сам Скуратов говорит, что в ближайших планах IPO нет, но изменить структуру собственности не представляет труда.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев положительно оценивает инициативу авиакомпании, добавляя, что она станет полноценным семейным бизнесом. «Это совершенно нормально. С точки зрения развития компании это не препятствует привлечению инвестиций. Все понимают, кто бенефициар, что он не мошенник и не собирается никуда убежать. Доверие к нему будет, безусловно, высоким».
Справка:
Авиакомпания «Уральские авиалинии» была преобразована из Свердловского объединенного авиаотряда в 1993 г. Скуратов работал в нем с 1975 г. (начинал с обычного пилота и дорос до его руководителя — в 1984 г.). В 1993 г. совет директоров избрал его генеральным директором перевозчика. Тогда же Скуратов начал консолидировать пакет авиакомпании. На сегодняшний день компания «Уральские авиалинии» входят в число 10 ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок. В 2011 году авиакомпания перевезла более 2,5 млн пассажиров. Парк компании состоит из 22 Airbus. Уставный капитал ОАО составляет 159,563 тыс. рублей.